|
||
Состояние моторного масла, сохранение его способности выполнять необходимые функции в течение заданного периода времени зависит от условий эксплуатации транспортного средства, напряжения работы двигателя, от состояния его отдельных систем и агрегатов. Физико-химический анализ проб, отобранных при замене масла в двигателях, выявил, что до 50% их общего количества имеют разжижение масла топливом (при этом вязкость 20% проб разжиженных топливом масел ниже 7,5 кв. мм/с при 100оС), до 30% - содержание воды выше нормы (более 0,03%), до 30% - повышенное содержание кремния (более 0,002%). Тщательное обследование двигателей с выявленными отклонениями параметров масла позволяет установить ряд неисправностей. Основными местами поступления топлива в масло на двигателях ЯМЗ являются неплотности соединений системы слива топлива с форсунок, расположенной под крышками головок цилиндров. Целесообразно после монтажа форсунок опрессовать систему слива топлива с форсунок сжатым воздухом давлением 9,8 ... 19,6 кПа (1...2 кг/кв.см). Места разгерметизации определяются по пузырькам выходящнго воздуха. При разжижении масла топливом снижается его вязкость и повышается испаряемость, вызывая повышенную скорость изнашивания основных деталей двигателя. Заметное влияние на износ вкладышей коленчатого вала двигателей ЯМЗ наблюдается при снижении ее более чем на 30%. Для масел М-10В2, М-10Г2, М-10Г2К и М-10ДМ минимально допустимая вязкость, измеренная при 100оС, равна 7,5 кв.мм/с. Если вязкость масла не упала ниже указанного уровня, и имеется полная уверенность в устранении дефекта, что подтверждается повторной проверкой вязкости через 10 ...15 ч работы двигателя, то масло можно не менять до очередного технического обслуживания, при котором рекомендуется его замена заводом-изготовителем двигателя. После устранения места утечки топлива вязкость возрастает вследствие испарения топлива и соответственных процессов, ведущих к загустению масла. При чрезмерном увеличении вязкости, связанном с повышенными сроками смены масла или неисправностями двигателя, ухудшаются основные функциональные свойства масла: противоизносные, противокоррозионные, диспергирующе- стабилизирующие, моющие, термическая стабильность и др. Поэтому заводы- изготовители рекомендуют производить замену масла при повышении его вязкости при 100оС на 20 ... 30%. Основной причиной попадания воды в масло является нарушение герметичности системы охлаждения двигателей. На двигателях ЯМЗ это особенно ощущается при перегревах, даже незначительных. В этом случае теряется эластичность резиновых колец уплотнения стаканов форсунок и нижних буртов гильз, и вода начинает поступать в масло двигателя. Содержание воды в работавшем масле более 0,3% свидетельствует о негерметичности состемы охлаждения. При этом внешних признаков попадания воды в картерное масло, таках как капельки воды на крышках головок цилиндров, на крышке заливной горловины еще не наблюдается. Место негерметичности системы охлаждения определяется опрессовкой состемы охлаждения сжатым воздухом давлением 19,6 ...39,2 кПа (2 ... 4 кг/кв.см) при снятых крышках головок цилиндров и поддоне. В отдельных случаях возникает необходимость впускных и выпускных коллекторов для определения наличия трещин в каналах головок цилиндров. Негерметичность системы очистки воздуха с высокой степенью достоверности выявляется по содержанию кремния в масле методом спектрального анализа. Детали впускного тракта, как и другие детали, подвергаются вибрации и воздействию колебаний температур, приводящих к нарушению герметичности сварных соединений, вытяжке и ослаблению стяжных хомутов, старению и растрескиванию резиновых уплотнений. В результате двигатель работает с пропуском в цилиндры нефильтрованного воздуха, что приводит к преждевременному износу деталей цилиндро-поршневой группы и съему двигателей в капитальный ремонт. Поэтому целесообразно герметичность впускного тракта проверять регулярно при каждом ТО-2, используя разработанные в ОАО “Автодизель” методы. Увеличение скорости изнашивания деталей из-за накопления частиц пыли во впускных трубопроводах и масле наблюдается и после устранения негерметичности впускного тракта. Для исключения этого одновременно с устранением дефекта - негерметичности рекомендуется проводить очистку впускных трубопроводов и замену масла, контроль состояния фильтрующих элементов очистки воздуха. В ряде крупных автохозяйств имеются лаборатории ГСМ, которые контролируют параметры масла - вязкость, температуру вспышки, диспергирующую способность, наличие воды. Пробы масла отбираются перед его заправкой, при проведении ТО или по требованию водителей при снижении давления масла в двигателе в процессе эксплуатации автомобиля. Замена моторного масла производится по результатам оценки лаборатории ГСМ. Если параметры масла в норме, то замена не производится, и срок его службы продляется по сравнению с заводскими рекомендациями. Лаборатория ГСМ ведет учет состояния масла на автосамосвалах в табличной форме по результатам анализа его проб. Это дает возможность бысто оценить техническое состояние двигателя, а именно, состояние его по возможным подтеканиям воды и топлива в картерное масло. Наличие такого учета позволяет рационально использовать масло и оперативно устранять в двигателях возникающие дефекты. Своевременное выявление и устранение неисправностей двигателей в процессе эксплуатации с помощью анализа масла позволяет обеспечить использование планируемого ресурса двигателей ЯМЗ и снизить эксплуатационные затраты. Применение диагностирования двигателей по анализу моторного масла позволяет увеличить срок службы двигателей до капитального ремонта, снизить расход эксплуатационных материалов, перейти от планово-предупредительных ремонтов и ТО к ремонту и ТО по необходимости. |
||
редактировано | ||
Комментарии: | ||
© Powered by TSB News v.1.1beta6.2 (http://tsbs.ru) |